Электроная подпись (ЭП) используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью.
Электронный документ — это любой документ, созданный при помощи компьютерных технологий и хранящийся на носителях информации, обрабатываемых при помощи компьютерной техники, будь то письмо, контракт или финансовый документ, схема, чертеж, рисунок или фотография.
ЭЦП — это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает:
проверку целостности документов;
конфиденциальность документов;
установление лица, отправившего документ
Преимущества использования ЭП
Использование ЭП позволяет:
значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией;
усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов;
гарантировать достоверность документации;
минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена;
построить корпоративную систему обмена документами.
Цифровая подпись не подделывается — это требует огромного количества вычислений, которые не могут быть реализованы при современном уровне математики и вычислительной техники за приемлемое время, то есть пока информация, содержащаяся в подписанном документе, сохраняет актуальность. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией Удостоверяющим центром открытого ключа подписи.
С использованием ЭП работа по схеме «разработка проекта в электронном виде — создание бумажной копии для подписи — пересылка бумажной копии с подписью — рассмотрение бумажной копии — перенос ее в электронном виде на компьютер» уходит в прошлое.
В законе 2011 г. появилась возможность подписывать электронной подписью документы, обращение которых не регламентировано законами прямого действия, отмечает замруководителя Росреестра Сергей Сапельников. Под регламентацию подпадают немногие документы: выписки из кадастра недвижимости и Единого госреестра прав, счета-фактуры и др. Новый же закон в теории позволит заверять у нотариусов в электронном виде и выписки из свидетельства о браке, доверенности и т. п. Правда, пока не ясно, подписи какого из трех форматов будут принимать госструктуры и какие конкретно документы можно ими подписывать. Закон не установил, какой тип подписи может использовать то или иное ведомство, в каком формате должен подписываться гендиректор компании, в каком — главный бухгалтер, а в каком — гражданин, говорит Сапельников. Для органов власти виды ЭП определит правительство, а для делового и бытового общения граждане и юридические лица вправе сами выбирать вид подписи