К негабаритным грузам относятся оборудование, трубы, строительные плиты, различные виды транспорта – всё то, что имеет нестандартную форму. Если перевозимый груз имеет хоть один из параметров, не отвечающим фиксированным величинам, то его относят к категории негабаритных. Если высота превышает 4 метра, ширина более 2,55 метров, длина превышает 20 метров и весом тяжелее 38 тонн, то он уже не соответствует формату габаритных грузов.
Стандартный транспорт отвечает определённым нормам для транспортировки груза высотой до 3 метров, длиной до 13, 6 метров, шириной до 2,5 метров и весом не более 20 тонн, например, еврофуры.
А вот доставка крупногабаритного груза осуществляется с помощью низкорамников и тралов.
К низкорамникам относят грузовые платформы, в конструкции которых не предусмотрены ограничительные борты. Тралы это разновидность грузовых прицепов шириной до 4 м и длиной до 16 м, имеющих тоннажность до 150 тонн.
Прежде чем арендовать средство для транспортировки негабарита, измеряются его размеры и вес. Соответственно параметрам, если габарит имеет вес сверх нормы, то и транспорт выбирается с учётом лимита осевой нагрузки и его грузоподъёмности. Так, трубы перевозят трубоплетевозами, а различный строительный материал доставляется на плитовозах. При погрузке негабарита особое внимание уделяется креплению к платформе. Развесовка груза перед его размещением и фиксацией на транспорте производится такелажниками, они же отвечают за его крепление.
Как правило, центр тяжести негабаритного груза неправильной формы смещается от центра, в отличие от грузов, имеющих равномерные размеры. Такелажники, осуществляя развесовку, обязаны рассчитать центр тяжести груза, баланса и массы её распределения. В случае ошибки в фиксировании негабаритного груза к транспортному средству вероятны следующие проблемы:
• автотранспорт может занести во время поворота, и вес негабарита опрокинет его;
• груз может слететь с платформы во время маневрирования;
• при резком торможении незакреплённый негабарит может выскочить из крепительных элементов и подмять под себя кабину грузовика.
Правила дорожного движения, обязательные для всех участников движения, как для перевозчиков негабарита, так и водителей иных транспортных средств. Дополнительные нормы существуют для осуществления транспортировки негабаритных тяжеловесных и опасных грузов. Превышение установленных величин изготовителем транспортного средства невозможно в случае правильного распределения нагрузок на оси грузовика. Заводом-производителем устанавливаются технические нормативы рамещения и транспортировки груза. Кроме этого, ответственность водителя состоит из постоянного наблюдения за негабаритом. Он обязан контролировать расположение, уровень прочности крепления, фиксации и общего состояния груза. Водитель не должен нарушать правила, создавать помех движению участникам дорожного движения и обязан бдительно относиться к перевозимому грузу.
Специфика перевозки крупногабаритных и негабаритных грузов
Нормы транспортировки негабаритных грузов:
1. Негабаритный груз не должен ограничивать водителю обзор.
2. Негабарит не может закрывать наружные осветительные устройства, светоотражатели, опознавательные знаки регистрации ТС и ГИБДД и другие сигналы.
3. Груз не понижает устойчивость транспортного средства и не препятствует управлению им.
4. Негабарит не создаёт экологических проблем: не выбрасывает грязь в атмосферу, проезжую часть и не создаёт шума, свыше положенной нормы шумового фона.
Водитель в ходе транспортировки негабаритного груза обязан следовать правилам, указанным выше, в противном случае он должен принять меры по устранению несоответствий или прекратить движение. Обязательным условием грузоперевозок в тёмное время суток или при туманной погоде, когда видимость недостаточна, обозначение бампера грузовика фонарём или светоотражателем белого цвета, а заднего борта платформы или прицепа – красного. Если груз выступает за габариты перевозимого средства спереди и сзади более чем на один метр, а по бокам более чем на 40 см, то он маркируется специальным знаком «Крупногабаритный груз».
Разработаны специальные правила для перевозки крупногабаритных грузов. Это относится к тем транспортным средствам, параметры которых с грузом или без него превышают высоту 4 м от поверхности дорожного полотна, по длине вместе с размерами прицепа более 20 м, а по ширине 2, 55 м (для рефрижераторов и изотермических кузовов – 2,6 м). Этими же правилами руководствуются перевозчики, транспортирующие груз, выступающий более чем на 2 м от задней точки габаритных огней.
Безопасность перевозок
Обеспечивается надлежащая транспортировка грузов умением и профессионализмом водителей, состоящих в штате транспортно-экспедиторской компании. Такие работники допускаются к перевозке негабаритов только в том случае, если у них достаточный опыт, они прошли инструктаж по технике безопасности, владеют навыками использования спецтехники, используемой для провоза тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов.
Ещё один фактор соответствия правилам безопасности – установленный правилами скоростной режим и его соблюдение. Так, скорость движения во время транспортировки негабаритного груза должна быть ниже 60 км в час, а движение по мостам ограничивается 15 км/ч.
Водитель не может уклоняться от проложенного логистами маршрут и обязан придерживаться лимитов скорости. Водителю возбраняется движение по гололёду или при недостаточной видимости – менее 100 м. Ход транспорта с негабаритом возможен лишь по дорожному покрытию, по обочине движение запрещено. Автостоянки нельзя осуществлять вне специально установленных для такого транспорта местах.
В случае возникновения угрозы безопасности: поломки автотранспорта, повреждения крепления, фиксирующего груз, следует немедленно остановить движение грузовика.
Технические характеристики автопоезда также важны. Тормозная система должна управляться педалью тормоза тягача, а полуприцеп ТС необходимо оборудовать стояночным тормозом.
Невозможно осуществлять транспортировку автопоездом, у которого отсутствует возможность гарантии автоматической остановки в случае разрыва магистралей, которые связывают грузовик и полуприцеп.
Внешний вид транспорта, перевозящего негабаритный груз, также должен быть обозначен специальными знаками: «Автопоезд», «Длинномерное транспортное средство» и «Крупногабаритный груз», проблесковыми маячками оранжевого или жёлтого цвета. По обе стороны кабины закрепляется минимум два зеркала заднего вида, а сам автопоезд оборудуется не менее, чем четырьмя противооткатными упорами.
Следуя нормам и правилам безопасности перевозки негабаритных грузов, правильному распределению нагрузки на транспорт, погрузке и фиксации специальными механизмами, компания-перевозчик будет уверенна, что профессиональный водитель доставит груз в точку назначения вовремя и без повреждений.