Этот материал будет полезен не только новичкам, желающим получить первые уроки вышивки бисером,но также и тем, кто хочет поделиться мастерством и показать свои лучшие работы.
Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды, и наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче – так появился бисер.
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны.»
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, иконы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
Мадонна с младенцем В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки, украшения из бисера. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
Широкое распространение получили картины, вышитые бисером. В них отражена разнообразная тематика:
природа (пейзажи, натюрморты)
духовное направление (иконы, церкви)
копии картин известных художников (Леонардо да Винчи, Айвазовский и др.)
мир животных и птиц