Чем больше яхта, тем больше умения и мускульной силы потребуется, чтобы ей управлять. У нее могут быть мощные лебедки, но их труднее вращать. Легко шутить о поднятии 500- или 600-футового грота на 50-футовой яхте в офисе яхтенного брокера, но что может быть чрезвычайно непросто выполнить ночью в свежий ветер.
Наличие мощного двигателя на большой яхте не означает, что ей будет легче управлять при швартовке в сильный ветер. Я думаю, что все опытные яхтсмены согласятся, что вы должны уметь входить и выходить из узких мест под парусом без помощи двигателя. К сожалению, это совершенно чуждо современным яхт клубам США сегодня, где каждый выходит из порта под двигателем, потом поднимает паруса на несколько часов и возвращается опять в порт под двигателем.
Вы можете, конечно, проигнорировать это замечание, но если вы далеко от своего родного яхт клуба и что-то случилось с вашим дизелем (намотали концы на пропеллер или сели аккумуляторы), вы будете чрезвычайно довольно вашим управлением яхтой под парусом в ограниченных водах. Предположим, что вы хотите заправиться топливом и водой у наветренного дока. Знаете ли вы как бросить якорь на пути к доку, чтобы потом себя вытянуть против ветра? Если вы встали на якорь возле скалистого берега и ветер сменился и теперь дует в сторону берега, знаете ли вы как выйти из такой ситуации без того, чтобы не быть выброшенным на скалы? Все эти маневры не трудно довести до совершенства, но повторять их рекомендуется регулярно.
Может быть полезно начать с маленькой яхты и потом перейти на большую, так как большая яхта менее поворотлива и ошибки на ней могут обойтись в тысячи долларов. Не думайте, что маневрирование в ограниченном пространстве невозможно освоить. Это потребует определенного терпения, но удовольствие от достигнутого с лихвой окупить ваши усилия. В половине случаев, все что требуется сделать – это развернуть яхту по ветру, уделяя внимание приливным течениям и течению реки, а также местному судоходству, и поднять стаксель. Потом вы отдаете кормовой конец или выбираете якорь, и все — вы отчалили. Как только у вас появится чуть больше места, можно поднять грот. В другой половине случаев вам потребуется больше осторожности, внимательности и опыта. Кто-то один должен держать все под контролем. Он должен продумать все до мелочей, каждый шаг, убедиться, что все снаряжение готово, иметь запасной вариант и детально объяснить остальным членам экипажа последовательность действий.
Часто вам потребуется использовать концы для того, чтобы привязаться к другому доку или чтобы развернуть яхту в выгодном с точки зрения ветра направлении. Опять-таки, учтите приливные течения или течения реки, если они играют роль в вашей ситуации. Один из способов потренироваться в подобных маневрах и не выглядеть глупо в глазах окружающих – это найти необитаемую безопасную мелкую якорную стоянку. Сбросьте кранец на небольшом якоре в качестве отметки и используйте его для отработки свои маневров. 3. Кто отправиться с вами в путешествие? Ваша жена? Муж? Дети? Близкий друг? Сотрудники по работе? Знают ли они что-либо о путешествии под парусом или это шумная бравада? Обладают ли они какими-нибудь полезными навыками? Серьезны ли их намерения? Смогут ли они стоят вахты ночью? Стоит ли позаботиться о подруливающих устройствах и автопилотах?
Правило 2: испытайте свою команду во время коротких походов, пока идет подготовка к большому плаванию. Чтобы понять как люди срабатываются на яхте, возможно потребуется наняться добровольцем в команду дальнего плавания. В достаточно короткий срок вы увидите как другие справляются с готовкой, вахтами, навигацией и уживаются с другими незнакомцами в маленьком пространстве. Вы можете не согласиться с капитаном в некоторых случаях, но он капитан и он ответственен за яхту и ее экипаж, поэтому вы быстро узнаете, что у него получалось, а что нет.
С другой стороны, можно нанять инструктора по парусному спорту или чартерного капитана для проведения небольшой «репетиции в костюмах» с вами и вашей командой. Вы можете попросить его отправиться на соседний остров или другую гавань или якорную стоянку на пару дней, чтобы опробовать различные паруса, постановку и снятие с якоря, приготовление пищи во время перехода и плавание ночью. Вы увидите как люди взаимодействуют друг с другом и подходят (или нет) для путешествия под парусом. Преимущество опытного яхтсмена на борту в том, что вы можете засыпать его вопросами хоть целый день.
Я вспоминаю известный рассказ доктора Клода Вуорса: «Один человек, если он сам окажется яхтсменом, безусловно заинтересуется в обучении любознательного, но неопытного владельца яхты. Два человека обязательно сформируют общество против вас и всегда найдут причину, чтобы не делать так как вам хочется».