Однажды у меня дрогнула рука над кнопкой «удалить» в почтовом клиенте, принесшем пресс-релиз о рынке автоломбардов в Украине. «Надо же, — подумал я, — оказывается и рынок свой есть у скупщиков». А может они не только скупщики? Так и родилась идея этого интервью, а услуги автоломбардов открылись с новой стороны. Спасибо Исмаилову Вадиму Бекташевичу за уделенное время и интересное интервью.
Что за услуга такая «Автоломбард» и как она работает? Машина ведь не мобильный телефон и не золотая цепочка, чтобы ее просто так взять и заложить за наличные.
На каждый продукт есть свой покупатель: кому-то нравятся красные «Ниссаны», кто-то любит черные «Мерседесы». Соответственно, есть определенные портреты клиента. Если разложить все на две большие категории, то получается, что золото — это розничная торговля и речь идет в первую очередь о физлицах. В случае же с автоломбардом речь идет о предпринимателях. Автоломбард для них решает одну очень простую задачу — здесь можно получить кредиты наличными под залог транспортного средства.
Приведу пример, приходит предприниматель и говорит, что на таможне стоит товар, сроки заканчиваются, а оборот еще не подошел. Завтра заканчиваются сроки и начинаются штрафные санкции. Санкций много. Что делать такому человеку? Получается, что ему проще сегодня взять кредит, растаможить товар, предположим, распродать его за 2-3 недели и выплатить кредит. Ему это интересней, проще и дешевле. Или приходит клиент и говорит: «Нужны деньги срочно. До пяти, если успеваем, то кредит возьму, если не успеваем, то мне уже неактуально».
Пять-семь лет назад был бум автомобильных продаж, люди успели купить много хороших машин. Они, конечно, со временем дешевеют, но все равно представляют собой определенную ценность. А бизнес ведь не стоит на месте и как в случае необходимости обменять свое авто на деньги максимально быстро? Ехать на авторынок, где его встретят перекупщики-барыги. «Барыга» — отдельная каста, причем специфическая. Их задача — максимально сбить цену. Людям раньше некуда было деваться и приходилось с сумасшедшими скидками свои машины там и оставлять.
Ведь по другому нереально получить деньги день в день. К примеру, нужно взять 20 тысяч долларов в долг и до вечера рассчитаться, так как предложили классную цену на товар, но только сегодня. Куда идти, в банк? Банк — это процедура, кредитный комитет, оценка, служба безопасности, умные юристы. Это срок, минимум неделя. Плюс не забывайте, клиенту нужно в банк принести пакет документов, заполнить миллион анкет: о компании, о себе, предоставить поручителей. Даже если кредит все-таки дадут, то произойдет это не быстро.
И что остается делать клиенту? Варианты: упоминаемый уже авторынок, банк, друзья, которых становится все меньше, в кризис — особенно, родственники.
Поэтому услуга автоломбарда, что называется, напросилась. Начали создавать мы его четыре года назад, когда начали приходить клиенты, которым срочно нужны были деньги, а из ценного залога могли предложить лишь автомобиль.
То есть, это был ответ на потребность?
Да, люди спрашивали, мы промониторили рынок и оказалось, что официальных автоломбардов не было вообще. И мы, имея банковский опыт, взяли и собрали «Кубик Рубика» и получился продукт «автоломбард». Клиент к нам приезжает, мы его оцениваем. За два часа проделываем всю работу, на которую у банков уходят недели: проверяем машину, клиента, готовим договоры, заказываем деньги.
Если вы промониторите рынок, то обнаружите, что практически каждый ломбард обещает выдать деньги за два часа. Мы в прямом смысле взяли секундомер и засекли время, которое нужно на все шаги, начиная с обращения клиента, нотариального подтверждения и заканчивая выдачей денег. У нас получилось чуть больше двух часов.
То есть, вы успеваете убедиться, что за автомобилем не гоняется исполнительная служба и так далее?
Да, ГАИ, оценщики, смотрим отзывы, потому что есть неликвидные машины. Попадаются клиенты с автомобилями, которым отказали в одном месте, в другом. То есть за эти два часа мы успеваем понять причины предыдущих отказов и в случае положительного решения с нашей стороны оперативно проделываем всю оставшуюся работу.