Если американское авто — то конечно «Шевроле»

chevrolet-cruze-4164_5За долгие годы существования марка Chevrolet, входящая в концерн General Motors, стала одной из самых известных в мире; явившая миру культовые Camaro и Corvette, сегодня компания предлагает по всему миру десятки моделей от недорогих малолитражек вроде Spark и Aveo до огромных Tahoe и Suburban.

А начиналось история шевроле около века назад.

Своим рождение знаменитая американская марка обязана Уильяму Дюрану; пожалуй, его имя несколько менее известно по сравнению с именами Генри Форда или Уолтера Крайслера, но вклад его в развитие американского (и мирового) автопрома огромен — именно Дюран в начале прошлого века был главой GM, в состав которой входили несколько автомобильных марок.

Из-за неудачного инвестирования средств в конце 1910 года Дюрану пришлось покинуть пост главы GM – банкиры и инвесторы, взявшие на себя обязательства GM, поставили во главе компании своих представителей.

Так человек, на протяжении нескольких лет в значительной мере определявший судьбу американского автомобиля начала двадцатого века, оказался не у дел – несмотря на то, что он сохранил место в совете директоров, управление компанией перешло в руки других людей.

Забегая вперед, стоит сказать, что ставленники банкиров не смогли успешно справиться с задачей — за пять лет отсутствия Дюрана доля присутствия GM на рынке упала практически вдвое.

Но Дюрану некогда было расстраиваться – он планировал вернуть не только утраченную должность; ему хотелось вернуть свое прежнее влиятельное положение в автомобильном мире Америки.

Для осуществления своих грандиозных планов Дюран решил основать еще одну автомобильную компанию.

В качестве партнера Дюран пригласил Луи Шевроле, автогонщика из Монреаля, чьи победы в автоспорте были у всех на слуху. Партнерство с Шевроле было весьма выгодным для Дюрана – помимо согласия спортсмена на использование его имени в названии автомобиля, что само по себе было прекрасной рекламой для новой марки, Дюран также получил некоторые разработки известного гонщика – тот сам мечтал о создании собственного автомобиля.

Шевроле пригласил к созданию новой машины французского инденера Этьена Планше; Дюран со своей стороны позвал Уильяма Литтла, бывшего сотрудника Buick.

Chevrolet Motor Company была зарегистрирована в ноябре 1911 года; среди ее основателей были зять Дюрана Эдвин Кемпбелл, Уильям Литтл и Луи Шевроле; штаб-квартира новой компании располагалась в Детройте.

Chevrolet Motor Company была не единственной организованной Дюраном компанией; одновременно с ней бизнесмен также основал вторую фирму-автопроизводителя, Little Motor ar Company (ее завод располагался в городе Флинт) — компании входили в холдинговую компанию Republic Motors. В 1913 году они были объединены под маркой Chevrolet.

Первой представленной Дюраном машиной стала Classic Six; получив свое название из-за шестицилиндрового двигателя, модель появилась в начале 1912-го.

Этот мощный пятиместный седан мог разогнаться до скорости более ста километров в час; несмотря на прекрасные для того времени технические характеристики модели, ее будущее на рынке было под большим вопросом – цена Classic Six составляла более двух тысяч долларов и в несколько раз превышала стоимость фордовских авто.

Модель Little Four, оснащенная четырехцилиндровым двигателем, появилась весной 1912-го; будучи ненамного дороже Ford T, машина вполне могла рассчитывать на успех. Вскоре появилась и модель Little Six, оснащенная шестицилиндровым двигателем; правда, стоила машина примерно вдвое дороже своего «младшего брата».

Убедившись в том, что выжить на рынке он сможет лишь с недорогоми моделями, Дюран сосредоточил свое внимание именно на них – вскоре появилась модель H, имевшая цетырехцилиндровый двигатель мощностью двадцать четыре л.с., а также модели Baby Grand и Royal Mail – все по цене менее тысячи долларов.

На тот момент компания Генри Форда задавала тон на автомобильном рынке Америки, во многом благодаря успеху модели T, объемы продаж которой неуклонно росли.

В качестве ответа фордовскому бестселлеру компания Дюрана приступил к разработке новой, более дешевой машины, которая получила название Chevrolet 490, где цифры означали цену автомобиля; премьера модели была запланирована на 1914 год.

Конечно, Дюрану не удалось в один момент перевернуть рынок; когда в 1915-м Форд объявил о снижении стоимости Ford T до 440 долларов (что, очевидно, мог себе позволить, учитывая впечатляющие объемы производства модели), стало ясно, что соперничество между двумя компаниями только начинается.

Chevrolet 490 получился довольно успешным автомобилем – да, он стоил дороже, но зато был более совершенным технически – модель имела на одну передачу больше, нежели детище Форда, а его цетырехцилиндровый двигатель был мощнее; со временем это оценили и покупатели, все чаще став делать выбор в пользу модели Дюрана.

В 1915-м году продажи Chevrolet cоставляли двадцать тысяч штук, в следующем году увеличились более чем в три раза, а в 19-м превысили отметку в сто тысяч машин.

Подобные успехи позволили Дюрану вернуться во главу GM – бизнесмену удалось скупить большую часть акций концерна, и у его прежних (теперь уже) владельцев не было возможности помешать сумевшему добиться своего бизнесмену. В 1917-м Chevrolet стал частью Дженерал Моторс.

Между тем Луи Шевроле не сумел найти общего языка с Дюраном – человек, имя которого известно практически каждому любителю автомобилей на планете, рассорился со своим работодателем и ушел практически «в никуда»; его судьба сложилась достаточно печально – уехав в Швейцарию, некогда знаменитый гонщик в конце концов почил в безвестности.

Несмотря на успехи Chevrolet, начало 20-х годов стало сложным временем для GM – сократившиеся продажи автомобилей вызвали падение стоимости акций концерна, и Дюран был вынужден продать компанию, а вскоре и сам отошел от дел.

Новые владельцы концерна безжалостно расстались с марками, купленными в свое время Дюраном, но не приносящим прибыли; Chevrolet решено было сохранить.

Постепенно положение концерна улучшалось; GM старался не отставать от лидера продаж Ford, и ему это удавалось, во многом благодаря успехам марки Chevrolet (стоит заметить, что марка Buick также продавалась весьма успешно).

Тем не менее, специалисты GM отмечали, что качество выпускаемых Chevrolet автомобилей является все же недостаточно высоким, дизайн устаревает, а применяемые в машинах технические решения требуют пересмотра; было даже предложение отказаться от использования названия Chevrolet для новых моделей, дабы это не сказывалось отрицательно на продажах новинок.

1923-й год – важная веха в истории Chevrolet.

Компания отметила выпуск миллионного автомобиля Chevrolet. Стремясь закрепить успехи, автогигант решает начать производство в Европе, и уже в начале 1924-го года с конвейера в Копенгагене сошел первый «европейский» грузовичок Chevrolet.

История Chevrolet – это в значительной мере история противостояния марки с компанией Генри Форда. Два крупных автопроизводителя на протяжении многих лет борются за лидерство на рынке – и Chevrolet в этом противостоянии выступает более чем успешно.

Несмотря на то, что, как и Ford, недорогой Chevrolet был предназначен прежде всего для простых людей, его владелец мог быть уверенным в том, что его машина будет достаточно современной и комфортной – и производитель старался не разочаровать: уже с 1924-го владелец Шеви мог наслаждаться радио, в 1929-м в линейке компании появляется шестицилиндровый автомобиль, а с 1934-го компания начинает установку на своих автомобилях независимой передней подвески.

Компания относительно легко пережила тяжелые годы Великой депрессии — в 1930-м году объемов выпуска Chevrolet составляют уже семь миллионов автомобилей в год.

С вступлением США во Вторую мировую войну Chevrolet занимается производством товаров для фронта – грузовиков, трейлеров и даже снарядов; после окончания войны компания возвращается к привычному для себя ассортименту.

Появление в компании легендарного Харли Эрла знаменует начало новой эры в истории Chevrolet – именно при участии этого человека появился целый ряд популярнейших автомобилей, и в частности Chevrolet Bel Air и Corvette.

Появившаяся в 1955-м году модель Bel Air пришлась настолько по вкусу американскому потребителю, что за последующие три года было выпущено шесть миллионов машин.

Спустя десять лет после появления первого Corvette компания представила модель Stingray, оснащенный независимой подвеской, обеспечивающей высочайшее качество езды, и скрывающимися фарами, прекрасно дополняющими стремительный облик автомобиля.

Corvette было суждено стать одним из самых популярных двухместных автомобилей в мире – появившись в середине прошлого века, модель смогла дожить до наших дней, что говорит само за себя и любой шевроле официальный дилер рад предложить эту модель.

В 1958 году Chevrolet представил еще одну машину, которой предстояло стал культовой — пикап El Camino, удачно совмещавший в себе практичность и высокий уровень комфорта, а также модель Impala, ставшую любимицей американцев.

В следующем году появился Corvair, продержавшийся на конвейере десять лет.

Шестидесятые были весьма продуктивными для Chevrolet – компания вывела на рынок такие популярные модели, как компактный Chevy II, Malibu, легендарный Camaro – большая часть этих моделей и сейчас в производственной линейке компании.

Появившийся в 1969-м Blazer укрепил позиции компании в сегменте SUV.

К началу семидесятых продажи Chevrolet составляют порядка трех миллионов машин в год; в 1979-м компания выпустила стомиллионный автомобиль.

Появление Citation знаменует собой начало производства переднеприводных автомобилей компании. В восьмидесятые годы прошлого века Chevrolet представил такие популярные модели, как Cavalier, Beretta, Corsica, минивэн Astro.

В 1989-м компания представляет отдельную линейку автомобилей GEO.

За последние годы Chevrolet представила ряд автомобилей, ставших весьма популярными – это и Cobalt, и Lumina, и мощные Silverado и Tahoe.

Стремление компании быть в числе первых в разработке перспективных автомобилей будущего подтверждается показанным в 2007 году концептом Volt – новой моделью электромобиля; большое внимание также уделяется созданию гибридных машин.

Приближаясь к своему столетию, Chevrolet уверенно продолжает творить свою легендарную историю, предлагая поклонникам марки красивые, удобные и безопасные автомобили.

Интересные факты

Среди версий о появлении знаменитого значка Chevrolet есть две самые популярные – по одной из них, Дюран увидел понравившийся ему рисунок на обоях в парижской гостинице; по другой – на рекламном объявлении в вирджинской газете.

«Бейсбол, хот-доги, яблочный пирог и Шевроле» — так звучит один из лозунгов, использованных компанией Chevrolet в 70-х для рекламы своих автомобилей.

Уильям Дюран сумел купить несколько компаний, вошедших впоследствии в GM; попытки купить Ford закончились провалом – он элементарно не смог собрать необходимые средства.