Как и во все времена, строительство железных дорог было стратегически-важным аспектом жизни каждой страны. Это действительно серьезная область строительства, которая включает в себя не только проектные планы будущей железной дороги и выполнение строительных работ, но и, непосредственно, само введение железнодорожного полотна в эксплуатацию.
Главным моментом в строительстве железных дорог является точность и слаженность действий рабочих, которым доверили данный процесс. Немалую роль играют в строительстве железных дорог сотрудники штата инженерно-технического отдела, которые должны быть просто асами своего дела и знать все нюансы данного процесса, чтобы минимизировать появление непредвиденных ситуаций. Строительство железных дорог не терпит помарок и ошибок, а уж тем более, некачественных материалов, использование которых может повлечь за собой поломки на железной дороге, и как следствие, потерянные жизни людей. Необходимо согласовывать все моменты, которые касаются строительства железных дорог в том или ином регионе, районе, четко оценить возможность проведения строительных работ именно в указанном месте.
Строительство железных дорог предполагает, прежде всего, наличие профессиональных кадров, которые способны воплотить любой проект железной дороги в жизнь. Они обязаны обладать специальными знаниями и навыками работы в данной сфере. Кроме необходимого пакета разрешительной документации, строительство железнодорожных путей требует использование ресурсов специальной техники, такой как грузоподъемные и землеройные машины, транспортные и специализированные машины, которые имеют как автомобильный, так и железнодорожный ход. Кроме того, необходимо обязательно иметь в резерве ремонтно-механическую мастерскую и специальное складское помещение для устранения неполадок, которые могут появиться в ходе строительства железной дороги. Только при условии выполнения всех этих пунктов, работа по строительству железных дорог может быть выполнена качественно и в определенный срок.
Строительство железных дорог производиться качественно только при наличии специализированных материалов высокого качества, таких как геотекстильные материалы. Геотекстильный материал, в последнее время, широко используется при строительстве железных дорог. Он может выполнять функцию армирования грунтовой конструкции, которая имеет низкую несущую способность, укреплять подпорные стены и крутые откосы, выполнять функцию технологической прослойки. Также геотекстиль можно использовать в роли фильтрующей прослойки в дренажной конструкции и применять, как эффективный защитный слой против коррозии металлов.
Геотекстильный материал в строительстве железных дорог используется для стабилизирования под балластных слоев железной дороги, а также существенно улучшает эксплуатационную характеристику железнодорожного пути. Геоткани обладают свойством прочности, армированием нестабильных грунтов и позволяет значительно сократить как срок строительства железных дорого, так и уменьшить в разы расходы на постройку железной дороги.
Строительство железных дорог это увлекательный, но очень тяжелый процесс. Данная работа исключает возможность даже самой небольшой погрешности или ошибки — только в таком случае железная дорога будет построена в соответствии со всеми нормами и стандартами. Не менее важным является качество железобетонных конструкций и сварных металлоконструкций, а также железнодорожного оборудования, которые составляют основу строительства железных дорог. На строительных материалах для железной дороги не следует экономить и закупать необходимые конструкции нужно только на специализированных заводах-изготовителях, которые имеют узкую железнодорожную специализацию.
От правильного сочетания данных пунктов — четкости действий рабочих и инженеров, слаженности рабочего процесса, высокого качества необходимых материалов, которые нужны для строительства железных дорог — зависит пригодность и долговечность железной дороги. На кону стоит не только репутация инженерного бюро и фирмы-исполнителя, но и самое главное — человеческие жизни людей, которые будут пользоваться услугами железнодорожного транспорта и железной дороги.
На сегодняшний день, можно сказать, что большое количество инженеров-проектировщиков железных дорог это выходцы из школ моделирования железной дороги. Каждый ребенок в детстве, не только мальчишка, мечтал о своей железной дороге. Строительство железных дорог в детском варианте всегда было и есть востребованным и очень увлекательным занятием. Большинство мальчишек, и даже некоторые девочки, посещают школу моделирования, которая прививает им многие умения и навыки. Такие кружки и школы, которые обучают детей и подростков строительству железных дорог в уменьшенном формате, выполняют несколько очень важных функций, которые позволяют ребенку развивать себя всесторонне. Дети познают мир с взрослой стороны. Они тщательно изучают все малейшие детали железной дороги, обучаются внимательности и ответственности, а также разрабатывают усидчивость и логику. Эти умения и навыки дети из прошлого переносят во взрослое настоящее и становятся прекрасными и изобретательными инженерами-проектировщиками, которые ответственно относятся к своей работе, а главное любят ее и преданны своему призванию.
С уверенностью можно констатировать тот факт, что большинство из родителей в детстве проводили не один час за строительством железных дорог, которые были чуть ли не самым дорогим из всех предложенных подарков. Строительство железных дорог, позволяет развивать фантазию, и даже отношение ребенка к окружающему миру и обществу, посредством распределения ролей в этом процессе.
Если мы обратимся к истории строительства железных дорог в России, то увидим, железнодорожный путь был действительно самым важным для страны. Он соединял между собой крупные торговые центры, добраться в которые и доставить груз было просто невозможно и сложно простым автомобильным транспортом, который, к тому же, был не дешевым удовольствием. Поэтому строительство железных дорог было всегда приоритетным направлением для каждой из развитых стран мира.
Первый железнодорожный путь, который был проложен в России, имел протяженность около двух километров и основывался на конной тяге. Затем было построено следующее железнодорожное полотно на Урале, в основе которого была уже паровая тяга. Эти короткие железнодорожные колеи были проложены по необходимости перевозить продукцию с заводов Урала. Самая первая полноценная действующая железная дорога это маршрут, который соединял несколько населенных пунктов — Петербург, Царское село и Павловское. Общий километраж составлял всего лишь 26 километров.
Изначально, велось строительство железных дорог, которые удовлетворяли стратегический интерес Российской империи. Затем железные дороги строились для поставки сырья на фабрики и заводы, после железная дорога служила для военных целей — перевозка военной техники, и лишь намного позже, примерно, после революции 1917 года, железная дорога была открыта для потребителей и всех желающих. На тот момент, это был самый быстрый и доступный транспорт для населения страны. Строительство железных дорог проходило там, где люди даже и не мечтали его увидеть.
Строительство железных дорог позволило наладить основные стратегические и торговые связи не только в средине страны, но и за ее пределами. Строительство железных дорог начало активно реализовываться с массовым развитием торговли и рыночных отношений между странами и регионами страны. Железнодорожный транспорт является наиболее доступным и востребованным транспортом. С каждым годом потребность в строительстве железных дорог нового сообщения возрастает.
Поэтому строительство железных дорог является не только приоритетным направлением в строительстве, но и достаточно прибыльной сферой.
Приоткрыв еще одну страничку истории, мы сможем окунуться в 1935 год, когда возникала идея строительства железной дороги для детей. Первая детская железная дорога была построена в Тбилиси. Но это не совсем детская игрушечная дорога — это полноценный проект железной дороги, который должен был стать аналогом настоящей железной дороги. После первой железнодорожной ветки они такие дороги стали строится по всему Советскому Союзу.