Как правильно перевезти лошадь

1-18-1-gl-Galerie-5538Если вы направляетесь на многодневные соревнования, то имеет смысл использовать коневозку, но для нерегулярных мероприятий регионального значения это слишком дорого. Хорошая коневозка дороже прицепа, она требует более квалифицированного обслуживания и более дорогой страховки, облагается налогом и должна ежегодно проходить технический осмотр. Кроме того, обычный автомобиль можно использовать для других поездок.

Если вам требуется тягач для прицепа, такой автомобиль может оказаться не дешевле грузовика, зато вам не понадобится вторая машина. Обслуживание и страховка для прицепа обойдутся дешевле, и он не требует обязательного ежегодного техосмотра, хотя регулярный сервис все же необходим. Мы расскажем, в основном, о прицепах, поскольку именно на них останавливают свой выбор большинство новичков.

Если потребность в перевозки лошади возникает крайне редко — воспользуйтесь услугами перевозчиков лошадей, найти их вам поможет автодиспетчер грузоперевозок.

Вес лошади

Каким бы транспортом вы ни пользовались, необходимо знать вес вашей лошади. Ветеринар может взвесить животное с большой точностью, но специальные оценочные ленты, продающиеся в любом магазине конской амуниции, также дают достаточно хороший результат. Для приблизительных расчетов используют следующую формулу: (квадрат окружности груди, см X длина, см) : 8717 = вес, кг.

Длина лошади измеряется от холки до точки присоединения хвоста к телу. Верховая лошадь с высотой в холке 16 ладоней обычно весит около 550 кг, но не столь высокий коб может весить столько же, поэтому вы должны точно знать вес лошади.

Коневозки

Если вы хотите иметь новую коневозку, то фургон для лошади можно установить как на новое, так и на подержанное шасси — в зависимости от того, какой суммой вы располагаете. При использовании подержанного шасси убедитесь, что изготовитель коневозки отремонтировал его. Некоторые коневозки переделываются из обычных фургонов, однако их стенки не всегда имеют необходимую изоляцию и не обладают достаточной прочностью, чтобы выдержать удар копытом.
Удостоверьтесь также, что пол фургона укреплен, поскольку вес лошади, в отличие от большинства грузов, приходится на небольшую площадь.

Покупайте грузовик с жилым отсеком только в случае необходимости — это увеличивает стоимость транспортного средства и уменьшает его грузоподъемность. Грузоподъемность — максимальная масса груза, которую можно перевозить в данном транспортном средстве, или разница между максимально допустимой массой и собственной массой транспортного средства. Поэтому чем больше собственная масса, тем меньше грузоподъемность.

Для небольших грузовиков необходимо проверить, позволяет ли их грузоподъемность перевозить требуемое количество лошадей, людей и оборудования.

Выбор прицепа

При выборе прицепа и тягача очень важно учитывать такой параметр, как масса, если вы хотите, чтобы ваш автомобиль всегда был на ходу. Поэтому необходимо знать тяговое усилие автомобиля и максимально допустимую массу прицепа. Тягач должен справляться с максимальной допустимой массой прицепа, а та, в свою очередь, не должна превышать 85% собственной массы тягача.

Производители автомобилей приводят максимальное тяговое усилие для своих моделей, но это теоретический максимум. В основе этого параметра лежит способность автомобиля тронуться с места на крутом склоне, и его значение обычно превышает вес автомобиля — для внедорожников существенно.

Однако, если коневозка прицеп весит больше, чем сам автомобиль, может сложиться ситуация, когда «хвост управляет собакой».
В идеале вес прицепа не должен превышать 85% собственного веса автомобиля. Такого соотношения трудно добиться с прицепом для двух лошадей — даже самый легкий прицеп с животными будет весить около 1850 кг, и для него потребуется тяжелый внедорожник. Это значит, что вы должны вести машину на низкой скорости и очень осторожно. Для прицепа на одну лошадь вполне подойдут большие автомобили, например некоторые модели «Volvo» или обычные внедорожники «Rover Freelander» и «Honda CR-V»; тем не менее обязательно проверяйте соотношение массы прицепа и автомобиля.

Перед покупкой расспросите других владельцев прицепов и узнайте, где они их приобретали. Обратите внимание на отделку: не должно быть неровных краев и торчащих головок винтов, а материалы и принадлежности должны быть прочными и долговечными. Проверьте также, чтобы перегородки и пандус не были слишком тяжелыми.

Вы должны удостовериться, что ваш автомобиль способен тянуть прицеп — проверьте его максимальное тяговое усилие
Выбрав прицеп, выясните, можно ли его арендовать или взять для испытаний, предварительно оформив страховку.
Если вы покупаете подержанный прицеп, убедитесь, что он не краденый, поскольку в противном случае вы лишитесь и прицепа, и заплаченных за него денег. Потребуйте доказательства права собственности и не доверяйте продавцу, у которого нет документов.

Некоторые производители регистрируют прицепы в регистре идентификации оборудования, в этом случае на прицепе имеется наклейка с номером телефона; вы можете позвонить по телефону или посетить сайт регистра, чтобы за небольшую плату проверить номер шасси прицепа.

Пол, пандус и покрышки

Лошадь может получить тяжелые травмы, провалившись сквозь пол прицепа или пандус, и поэтому вы не должны покупать прицеп, или пандус вызывает у вас сомнения. Приподнимите маты, чтобы проверить прочность пола, и попробуйте проткнуть подозрительные места отверткой, которая без труда войдет в гнилое дерево. Проверьте также прочность стоек. Если пол в прицепе меняли, убедитесь, что этим занимался специалист, понимающий, какую нагрузку испытывает пол при перевозке лошади.

И наконец, вы должны убедиться, что все механизмы функционируют, что покрышки в хорошем состоянии, а также поинтересоваться, какие были проведены работы но техническому обслуживанию.

Выбор автомобиля для буксировки прицепа

Вы должны найти подходящий автомобиль, в соответствии с приведенными выше рекомендациями, способный справиться с весом прицепа. Кроме того, вес прицепного устройства не должен превышать 75 кг — это максимальное давление, которое оказывает прицеп на шаровую опору буксирного устройства. Слишком тяжелое прицепное устройство прижимает заднюю часть автомобиля к земле, нарушая устойчивость и затрудняя управление,

Выбор крутящего момента

Хороший тягач обладает достаточной приспосабливаемостью двигателя на низких оборотах, чтобы стронуть с места прицеп, поэтому необходимо обращать внимание на величину крутящего момента, которая указывается в документации. Крутящий момент — вращающее или тяговое усилие — особенно важен при низких оборотах двигателя. Например, двигатель с эффективной мощностью 130 л. с, но с крутящим моментом 147 Н-м при 2500 об/с проявит себя лучше, чем двигатель мощностью 200 л. с, развивающий крутящий момент 110 Н-м при 4500 об/с.

Ручная коробка передач или автоматическая?
Какая коробка передач больше подходит? В любом случае ручная коробка передач должна иметь удобное соотношение скоростей, чтобы не получилось так, что, скажем, третья передача слишком медленная, а четвертая слишком быстрая.
Выбор коробки передач целиком и полностью определяется вашими предпочтениями. Ручные коробки передач обычно дешевле и обеспечивают лучшую управляемость, однако современные автоматы с электронным управлением и сенсорной регулировкой в этом отношении не уступают ручным.
Равномерно тянуть прицеп гораздо легче при автоматической коробке передач, хотя в определенных обстоятельствах может иметь место «рыскание». Автоматическая коробка передач должна чутко отзываться на плавное нажатие педали газа, но в то же время не слишком резко реагировать, если вы утопите педаль газа в пол.

Прицепное оборудование
Дышла бывают стационарные или съемные, причем последние при снятой шаровой опоре могут быть не видны. Стандартная высота дышла составляет 46 см — от земли до верхушки шаровой опоры.

Стабилизатор
При передвижении с прицепом для перевозки лошадей рекомендуется использовать стабилизатор. Фрикционный стабилизатор заменяет сцепное устройство другим, которое оборудовано фрикционными пл.к тинами, обхватывающими шаровую опору, в результате чего прицеп меньше раскачивается из стороны в сторону. Стержневой, или ножевой, стабилизатор снабжен стержнем или одновитковой рессорой между дышлом и кронштейном на А-образной раме прицепа, что позволяет стабилизировать прицеп путем увеличения площади контакта между автомобилем и прицепом. Некоторые модели стабилизаторов, предназначенные для больших прицепов, имеют две рессоры по обе стороны А-образной рамы.
Стабилизаторы помогают чувствовать автомобиль и прицеп как единое целое, уменьшая влияние встречного транспорта и бокового ветра, а также повышая устойчивость. Стержневые, или ножевые, стабилизаторы имеют дополнительное преимущество — они уменьшают качку, что делает путешествие более комфортным как для людей, так и для лошадей. Однако стабилизаторы необходимо правильно установить и регулярно обслуживать; кроме того, они не в состоянии превратить плохой прицеп в хороший.

Буксировочные зеркала
Ведя машину, вы должны хорошо видеть дорогу позади прицепа, и поэтому при узкой машине вам, возможно, придется установить буксировочные зеркала, которые крепятся к внешним зеркалам или к выносным опорам па крыльях автомобиля. Сцепку облегчает специальное зеркало для прицепа, которое крепится к передней части прицепа и позволяет видеть, как соединяются кронштейн и шаровая опора.

Одежда для лошади

Во время перевозки лошадь нуждается в защите от ударов и трения, а зимой — от холода. Чтобы согреть лошадь, на нее надевают попону. Самыми безопасными считаются кожаные недоуздки — они скорее порвутся, чем задушат лошадь, если животное запутается. Обязательно берите с собой уздечку, она будет необходима при выгрузке лошади в сложных условиях, но никогда не перевозите лошадь с надетой уздечкой, потому что зацепившиеся удила могут серьезно травмировать животное.

Ноги лошади необходимо защитить транспортными ногавками или бинтами. Ногавки удобно и быстро надевать, но они должны быть хорошо подогнаны и не соскальзывать,

Не забудьте о хвостовом бинте или чехле, который защитит хвост от трения о пандус, что особенно актуально для крупных лошадей. Чехол гораздо удобнее, но он должен иметь такую конструкцию, чтобы не соскальзывать вниз Голову очень высоких лошадей защищают специальной накладкой. При покупке прицепа учитывайте рост лошади и то, как она держит голову, — эти факторы определяют высоту прицепа.

Погрузка лошади в прицеп

Приучение лошади спокойно заходить в коневозку или прицеп — составная часть воспитания животного, и опытные лошади, которых правильно обучали, делают это без всяких усилий. Однако поспешность или необдуманные действия могут превратить простую процедуру в настоящую проблему; поэтому старайтесь следовать приведенным ниже рекомендациям.

Проверка

Прежде чем грузить лошадь в прицеп или коневозку, необходимо проверить ряд моментов.

1. Лошадь должна быть должным образом подготовлена к путешествию, и во время погрузки желательно надеть на нее уздечку, чтобы лучше контролировать животное. Как только лошадь окажется в прицепе или коневозке, уздечку нужно снять. Вам и вашему помощнику (если он есть) следует надеть перчатки, шлемы и подходящую обувь.

2. Припаркуйте коневозку или прицеп таким образом, чтобы пандус расположился ровно — лошадь получит устойчивую опору и будет видеть, куда идет. При необходимости опустите передний пандус прицепа, чтобы животное видело пол, насквозь.

3. Раздвиньте перегородку, чтобы сделать проход как можно шире, а затем погрузите более тяжелую лошадь (если лошадей несколько) ближе к водителю, чтобы скомпенсировать выпуклость дороги. Учтите, что прицепы для одной лошади менее устойчивы, чем прицепы для двух лошадей.

Погрузка лошади

1. Спокойно подведите лошадь к пандусу прицепа прямо, а не под углом; вы сами должны идти рядом на уровне головы животного или чуть впереди. Не смотрите на лошадь, если она остановится перед пандусом — ваш взгляд должен быть направлен вперед. Лошади нередко останавливаются, поставив передние ноги на пандус, чтобы проверить его устойчивость. Никогда не ругайте животное за это; пусть оно почувствует себя уверенно, после чего помогите ему войти в прицеп, глядя прямо перед собой и делая шаг вперед.

2. После того как лошадь вошла в коневозку, привяжите ее прочной веревкой к специальному кольцу. Если вы перевозите одну лошадь в прицепе без центральной перегородки, это позволяет животному занять наиболее удобное для сохранения равновесия положение; необходимо привязать ее с двух сторон. Эта процедура называется привязыванием крест-накрест.

3. Помощник (если он у вас есть) должен установить перегородки и поставить на место заднюю перекладину, а затем поднять пандус. В это время сами вы должны успокоить лошадь. При подъеме пандуса спокойно и ласково разговаривайте с вашим питомцем, чтобы отвлечь его внимание и не испугать.

Безопасность

Поднимая пандус, обязательно стойте рядом с ним — это сведет к минимуму риск травмы, если лошадь лягнет пандус.

Выгрузка лошади

Выгружать лошадь из фургона следует очень осторожно. Перед выгрузкой на нее желательно надеть уздечку, что позволит вам лучше управлять животным. Не стойте прямо перед лошадью, пока идет подготовка к выгрузке, потому что устремившееся к выходу животное может сбить вас с ног.

Соблюдайте осторожность

Следует помнить, что даже самая спокойная лошадь или пони становится встревоженной или даже нервной, когда попадает в незнакомую обстановку, например на конный турнир. Независимо от того, насколько хорошо вы знаете лошадь, будьте начеку — животное может разволноваться, когда сойдет с пандуса и увидит поблизости других лошадей, скачущих и преодолевающих препятствия. Крепко держите лошадь и убедитесь, что она слушается вас.