С приходом зимы владельцы загородных домов сталкиваются с весьма досадным неудобством — заледеневшими садовыми дорожками. Сложность еще и в том, что все тропинки выполнены из различных материалов, и уход за ними, как правило, совершенно разный. Кроме того, на пороге Новый год, а значит, пришло время украсить дорожки к празднику.
Манера обогревать улицу пришла к нам из Европы. Конечно, там куда мягче климат и затраты на системы антиобледенения значительно ниже. Однако теплые дорожки для наших холодных широт — явление сегодня достаточно распространенное, а кроме того, очень нужное и удобное.
Система «антилед»
По большому счету все системы обогрева дорожек загородного участка — это давно знакомый нам теплый пол. Используют его для обогрева парковок, функциональных площадок участка, беседок. Электрический обогрев дорожек считается сегодня одним из наиболее доступных, да и монтаж ее достаточно прост. Греющий электрический кабель укладывается в слой песка и гравия под финишную поверхность, которая нуждается в обогреве, будь то асфальт, тротуарная плитка, бетон или дерево. Конечно, к уличной системе предъявляются более высокие требования, чем к системе, предназначенной для домашней эксплуатации, а именно: прочность, эластичность, водонепроницаемость, устойчивость к механическим повреждениям. И, кроме того, система обогрева дорожек должна иметь более высокую мощность.
Участки с навесом — 200 Вт/кв. м
Площадки для игр, газоны — 250 Вт/кв. м
Мостики и дорожки — 300 Вт/кв. м
Парковки — 400 Вт/кв. м
Для системы обогрева дорожек используются кабели двух видов; саморегулируемые и резистивные. Резистивный состоит из тепловыделяющей, обычно выполненной из нихрома металлической жилы, изоляции, медной оплетки и наружной изоляции. Нагревается кабель до заданной температуры и стабильно удерживает ее. Кабель можно изгибать в любые формы, использовать под любые поверхности с неровностями и углами. Помимо надежности у резистивных нагревателей есть весьма существенный плюс — невысокая стоимость. Средняя цена варьируется в пределах 100-150 руб./поп м. Вместе с тем этот кабель не реагирует на локальные изменения. При любой внешней температуре он действует с одинаковой интенсивностью. Также резистивный кабель, в силу его конструктивных, особенностей, нельзя резать и потом соединять. Поэтому нужно четко измерить все площади для обогрева и рассчитать длину.
Нагревательным элементом в саморегулируемом кабеле служит матрица. Защищает ее от внешнего воздействия специальная защитная оболочка. Матрица напрессована на две металлические шины, расположенные параллельно друг другу и обеспечивающие напряжение по всей длине кабеля. В полимерном теле матрицы содержатся токопроводящие включения, в частности графит. Матрица настраивается самостоятельно, в зависимости от условий окружающей среды. Поэтому нагреватель активно работает при низких температурах, а с наступлением оттепели снижает энергозатраты. Кроме того, его можно разрезать на куски нужной длины, кабель при большой мощности не подвержен риску перегрева. Значительный минус здесь — высокая стоимость электроэнергии, цены начинаются с 450 руб./пог м. Срок окупаемости матричной системы обогрева зависит от многих факторов и обычно растягивается на долгие годы.
Современная антиобледенительная система подчиняется работе терморегулирующих устройств, так называемых термостатов или программируемых терморегуляторов. На улице устанавливают датчики, которые передают в блок управления данные о ситуации в окружающей среде. На основании данных система включается или выключается самостоятельно. Такие интеллектуальные блоки управления отслеживают рабочее состояние нагревательной сети. Но тут следует отметить, что программируемые устройства обходятся в несколько раз дороже обычного термостата.
Терморегуляторы устанавливают в отдельном распределительном силовом щите. Блоки управления монтируются на металлические профили стандартной конфигурации. Также здесь устанавливаются электротехнические модули, которые выполняют защитную функцию и обеспечивают надежную работу системы антиобледенения.
При монтаже для соединения нагревательной сети и силового кабеля используются герметичные термоусаживаемые муфты, а все места соединения защищены водонепроницаемыми распределительными коробами. Если все сделано грамотно, то при эксплуатации концы силового кабеля останутся холодными.
Для установки системы на дорожках нагревательный кабель укладывается с рассчитанным заранее шагом и фиксируется монтажной лентой. Токопроводящий кабель, который монтируется под брусчатку, укладывается строго на металлическую сетку и сверху засыпается слоем песка.
Отметим, что всю работу по установке, монтажу и обслуживанию систем антиобледенения выполняют организации, у которых есть в наличии соответствующие разрешения от органов Энергонадзора.
Для очистки дорожек сегодня используют компактные снегоуборочные машины. Габариты, дальность выброса снега и стоимость оборудования колеблется в большом диапазоне. Но удобен этот способ и в небольшом саду, и в более глобальных масштабах.
Как правило, снегоочистители делятся на самоходные и несамоходные. Среди самоходных встречаются модели на электрическом приводе и на бензиновом двигателе. Также снегоочистители различаются способом организации движения, бывают они на колесном или гусеничном ходу. В первом случае вы получите маневренную машину, а во втором — агрегате отличной проходимостью по сильно заснеженной местности, что больше подходит для наших широт с неровным ландшафтом.
Несамоходные снегоуборщики уступают по мощности и производительности самоходным машинам. Однако в ценовом отношении эти снегоуборочные агрегаты превосходят миниатюрные и мобильные устройства для удаления снега.
Среди ручных мобильных снегоуборщиков особняком стоят электрические, которые питаются от сети переменного тока 220 вольт при помощи обычного шнура. Машинки оснащены электродвигателем мощностью до 2 КВт, имеют широкий, до полуметра, захват, убирают снежный покров высотой до 30 см.
Такой уборщик хорошо использовать при очистке дорожек, покрытых гладким покрытием, таким, как керамическая плитка, дорожная плитка или асфальт.
Если под рукой нет розетки с питанием в 220 Вт, используют ручные снегоуборочные устройства, оснащенные бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Для производства применяются двухтактные и четырехтактные бензиновые двигатели малой мощности. Агрегат имеет небольшой вес и хорошую ширину захвата, до полуметра. Использовать его можно при высоте снежного слоя до 35 см и убирать небольшие площади.
Чем мощнее снегоуборочная машина, тем лучше. Сегодня на рынке представлены конструкции мощностью от 3 до 15 «лошадей». Как показывает практика, машины с мощностью менее 5 л. с. помогут расчистить дорожку, а вот слежавшийся снег им не под силу. Технику в 10 л. с. уже относят к профессиональной категории и применяют на больших площадях.
Мощность от 5 до 10 л. с. — как раз наш случай, они хороши для загородного участка, снег с их помощью можно убирать часто, но не каждый день.
Есть еще один способ уберечь своих родных от падений и травм на скользких поверхностях садовых дорожек. На выручку придут мобильные греющие дорожки, выполненные из резины. Расположить дорожку можно в любом месте, а потом перенести куда-то еще. Дорожка не требует монтажа, греющим элементам не нужно монтирование в бетон или песчаную подушку. Она похожа на резиновый коврик, который кладут в нужное место и подключают к розетке.
Принцип действия здесь простой: нагреватели излучают инфракрасную энергию, которая растапливает лед.
Такая система экономична и обеспечивает снеготаяние при низких электроэнергетических затратах, потому что борется не- посредственно с обледенением, а не с тем, чтобы дополнительно прогреть поверхность. Сами противоскользящие покрытия изготавливаются из инфракрасного нагревательного элемента, запрессованного между двумя прочными покрытиями. Износостойкие покрытий производят из наполненного резиновым концентратом полиуретана.
Дорожки оснащены датчиками обледенения. Устройство контролирует наличие или отсутствие скопления льда. Когда на самой дорожке образуется ледяной налет, срабатывает сигнализатор, и нагреватели включаются. Скорость таяния льда или снега при этом довольно высокая.
Укладывать дорожку можно на любую твердую и ровную поверхность. Мастера уже на месте могут подрезать коврик до требуемых габаритов и зафиксировать его специальными планками.
Противоскользящее покрытие изготавливают под любое напряжение и нужного размера, а также необходимых расцветок, что позволяет с легкостью вписать дорожку в любой дизайнерский проект.
Праздник на пороге
Украсить дорожную сеть загородного участка к Новому году — вот задача, которую многим предстоит решать уже в ближайшие дни. Радостное зимнее настроение должно царить везде. И для декорирования тропинок и дорожек можно использовать горшки и цветочные ящики с новогодними композициями из природных материалов с пестрыми шарами и лентами. Хвойные ветки, шишки, необычной формы коряги и сухие ветки, яркие плоды рябины и шиповника, соломенные шары и звездочки, орехи — все пойдет в дело.
Обязательно установите освещение вдоль дорожек. Это могут быть гирлянды, трубки дюралайта, световые сети, садовые светильники, которые питаются энергией солнечных лучей. Также поставьте у дорожек снеговиков или других сказочных персонажей и животных. Можно достать из чулана садовые фигуры, убранные на зимовку, и украсить их мишурой.
Если дорожка проложена между деревьев, повесьте на ветви шарики и гирлянды, банты, позолоченные орехи. Или приставьте к дереву садовую лестницу, украсьте ее еловыми лапками с шариками или сосульками.
Расставьте по границам дорожек стеклянные емкости с зажженными свечами, корзины с елочными игрушками, укутанными в шарфы или теплые кофты, и ваш сад заиграет новыми праздничными красками.
Дорожки в Новый год могут стать настоящими тропинками в сказку. Главное — обезопасить себя и близких от досадного падения, применив одну из предложенных схем очистки дорожных покрытий от снега, а также с фантазией украсить всю территорию сада.