Скутеристы и мотоциклисты, в отличие от водителей автомобилей, окруженных железом и пластиком, чувствует себя частью природного окружения. Ощущение свободы потрясающе, но есть и отрицательные стороны, когда слишком холодно или идет дождь. Потому защитная экипировка создана не только для защиты от травм при ДТП, но и для защиты от природных явлений (дождь, ветер, температура). Одним из основных элементов экипировки является шлем — о его выборе и пойдет речь.
В любом случае, необходимо купить шлем в Москве для защиты головы. Применение шлема обязательно практически во всех странах мира. Помимо защиты от удара, шлем защищает от ветра, воды, солнечного света и пыли. А красивый шлем еще и способен создать определенный имидж, наравне с одеждой и модными аксессуарами.
Наружная оболочка шлема защищает голову от пробивания посторонними предметами, а внутренний слой поглощает энергию удара. Защитный ремешок удерживает шлем от соскакивания при столкновении. Конечно, в первую очередь следует задуматься о защитных свойствах шлема, а не о его цвете и цене. Существует несколько разновидностей шлемов, применение того или иного вида не регламентируется российскими ПДД. Оно определяется вкусами водителя и характером поездок.
Полностью закрытые шлема (”интегралы”) обеспечивают наибольшую защиту, поскольку закрывают всю голову. Кроме того, “интегралы” обладают хорошей звукоизоляцией, низким аэродинамическим сопротивлением, а их стекло надежно защищает лицо от воды, холодного ветра, пыли и насекомых.
Недостаток таких шлемов – может быть жарко при остановках и езде на малой скорости, придется приоткрывать забрало. У некоторых моделей ограничена боковая видимость, в них сложно носить диоптрийные очки, поэтому при выборе шлема в магазине лучше померяйте его с очками сразу. В “интегралах” в основном страдают любители покурить – для этого необходимо снять шлем. Современные конструкции интегралов обеспечивают хорошую многопоточную вентиляцию головы и внутренней поверхности стекла. Такие шлема – лучший выбор, если Вы заботитесь о своей безопасности.
Шлема, закрывающие 3/4 головы, хотя и не обеспечивают такой защиты, как “интегралы”, однако имеют большой обзор, комплектуются солнцезащитным козырьком (под него можно надевать очки, как с диоптриями, так и защитные, в том числе с маской, закрывающей низ лица) и защитной подбородочной дугой, которая может быть как съемной, так и (чаще всего) выполненной заодно с основной оболочкой. Такие шлемы в основном используют для езды на квадроциклах и мотоциклах двойного назначения (по дорогам и бездорожью) или для занятий внедорожным мотоспортом.
Открытые шлема с небольшим козырьком или защитным экраном используют преимущественно водители чопперов и скутеристов, поэтому их часто называют «скутерными». В этих шлемах можно свободно есть, пить и курить, но защита при ДТП у них минимальна (только от ударов сверху). От пыли и дождя защита так же относительна – при ветре, сильной запыленности дороги или скоростном движении забрало не будет Вас защищать ни от воды, ни от пыли, ни от насекомых. Однако многие люди выбирают их, если ограничены финансово.
Компромиссная разновидность открытого шлема и “интеграла” – модуляр — внешне выглядит как “интеграл”, но имеет поднимающуюся вверх подбородочную дугу. Достоинства открытых шлемов (можно курить, есть, пить) здесь сочетаются с достаточно высокими защитными свойствами (у самых дорогих производителей — почти как у интеграла). Однако эти шлема самые тяжелые из всех и при долгом нахождении за рулем водителю будет ощутимо некомфортно.
Все шлема состоят из двух основных частей: наружной — “скорлупы”, или колпака, и внутренней — начинки. Наружная определяет физико-механичесике свойства шлема (прочность) и в значительной степени внешний вид. Внутренняя защищает голову от сотрясений, гасит удар и обеспечивает комфорт.
Наружные оболочки шлема изготавливают из двух видов пластмасс: стеклопластика (в том числе кевлара) и термопластичных материалов (АБС, разных полиамидов, полиэтилена низкого давления). Материалы первого рода позволяют снизить вес за счет меньшей толщины “скорлупы”; шлемы из термопластов тяжелее. Однако механическая прочность и тех и других примерно одинакова, что подтверждается сертификатами.
Клеят “скорлупу” из вырубленных по лекалам (или вырезанных лазерным лучом) кусочков ткани. Крупные производители шлемов используют ткани, защищенные патентами, о чем можно узнать из аннотации к шлему. Шлемы, изготовленные из пластика литьем под давлением, более легкие и дешевые, но имеют меньший срок службы. Стеклопластиковые шлемы дороже, особенно с ручной укладкой слоев специальной ткани.
Основу мягкой внутренней обивки составляет полистироловый колпак. Именно толщина полистирола определяет размер шлема — “скорлупы”. К колпаку добавляется ткань, поролоновые уплотнители, ремешки, застежки. Застежки бывают, как правило, двух видов: простая комбинация двух скоб и “быстрые”. Как ни странно, обычные скобы применяются на гоночных шлемах, а японская фирма Arai даже запатентовала такую застежку.
Все выпускаемые в мире шлема должны отвечать очень строгим стандартам. Самый жесткий из них — австралийский, американские (DOT, Snell, ANSI) — чуть мягче. Стандарт России “Шлемы защитные для водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов”, утвержденный в 1990 г., полностью соответствует международным европейским требованиям по так называемому Правилу ЕЭК ООН № 22.
Выбор размера
Не ошибитесь с размером шлема. Если вы носите диоптрические очки, убедитесь, что шлем позволяет их снимать и надевать. Выбирайте яркие тона, хорошо видимые другими водителями. В то же время знайте, что пестрая раскраска повышает цену на 10% и более, самые дешевые шлемы — одноцветные.
Наиболее совершенны (и дороги) “интегралы”. В некоторых моделях для защиты горла от ветра из подбородочной дуги выдвигается щиток, а для отвода дыхания от стекла в комплект входит съемный носовой дефлектор. Предусмотрены регуляторы системы вентиляции, а сама система может быть разветвленной. Защелка вентиляции может иметь два положения: полностью закрытое и с щелью для лучшей вентиляции. Убедитесь при покупке в четкой работе защелки.
“Начинку” шлемов (не только интегралов) нередко пропитывают антиаллергическим составом и предусматривают возможность вынимать ее и стирать.
Если размер шлема подобран правильно (как правильно одевать шлем, Вы можете спросить у продавца), он должен сидеть как влитой, не вызывая отрицательных ощущений.
Первым впечатлением от нового шлема может быть ощущение, что он мал. Но не торопитесь с выводами — эластичная набивка за несколько дней примет форму вашей головы и шлем станет как раз. Шлем мал, если очень сильно сдавливает виски или скулы и не позволяет держать рот открытым без усилия, давлением немного разжимая его. Если же шлем болтается при резких поворотах, кивках головой или сваливается при расстегнутом ремешке — он велик. При езде в таком шлеме будет досаждать шум ветра, будет поддувать, а в случае аварии он может просто слететь с головы.
Размер шлема часто соответствует размеру шапки. Если вы не знаете своего размера, измерьте периметр головы по наибольшему “сечению” — над бровями и ушами. Возможно, придется сделать несколько замеров, пока не выявится наибольший. К сожалению, у многих производителей свои соображения по поводу размера головы. Зачастую, носящему головной убор 59-го размера впору будет шлем 62-го. Также не стоит ориентироваться на обозначения типа “М”, “XL”. Шлемы могут быть разной глубины, так что без примерки все равно не обойтись.
Когда шлем выбран, отрегулируйте длину ремешка. И всегда застегивайте шлем, иначе его незачем было покупать.
Большинство производителей шлемов рекомендуют при нормальной эксплуатации заменять шлем каждые 2 — 4 года (больший срок относится к изделиям из стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь дефекты шлема, то сделайте это раньше. Кроме того, все мотоциклетные шлемы рассчитаны только на одну аварию или падение, затем их следует заменить.
Чтобы шлем был пригоден, храните его бережно. Будет обидно покупать новый из-за собственной небрежности, когда он просто упал на асфальт с руля или седла. Даже если удар слабый и не повредил “скорлупу”, может быть нарушена внутренняя целостность, образоваться микротрещины и в случае ДТП это может быть чревато. Шлем можно испортить, если оставлять его на топливном баке мотоцикла, около горячих выхлопных труб. Избегайте перевозки открытого шлема на мотоцикле, кроме случаев, когда он надет на голову пассажира. Помните, что шлем — это Ваша безопасность!