Процесс бурения скважин

1533334_2Самые нужные и самые дешевые

В истории человечества бывало уже не раз, что одни полезные ископаемые «вырывались вперед», начинали обгонять другие ископаемые и буквально «завоевывали» весь мир. Так было в древности с медью, обогнавшей кремень и по­ложившей начало бронзовому веку. Так было потом с железом, обогнавшим медь.

В наше время на первый план среди горючих ископаемых постепенно выдвигаются нефть и газ. Правда, они еще не обогнали каменный уголь, но в ближайшие годы, несомненно, обгонят .

Почему это происходит? Дело в том, что химическая промышленность и транспорт в последние годы стали нуждаться во многих продуктах, получаемых из нефти. Автомобили и самолеты немыслимы без бензина и керосина. Разнообразные синтетические материалы очень выгодно изготовлять из нефти и газа. Однако своим успехом нефть и газ обязаны не только резко возросшему спросу. Очень важно и то, что добывать их проще, чем уголь.

Как бурят скважины

Главная машина для добычи нефти и газа — буровой станок. Первые буровые ма­шины, появившиеся сотни лет назад, по суще­ству, копировали рабочего с ломом. Только лом у них потяжелее и по своей форме напоминал скорее долото. Он так и назывался — буровое долото. Подвешивали буровое долото на канате, который то поднимали с помощью ворота, то опускали.

Такие машины называются ударно-канатными. Они существуют во множестве и сейчас, только теперешние «долота» весят иной раз сотню, а то и две сотни пудов и поднимают их не вручную, а с помощью мотора. Несмотря на это, ударно-канатные станки можно назвать уже вчерашним днем техники. Очень уж медлен­но пробивают они отверстие в камне, очень уж неудобны и неповоротливы, очень много энер­гии расходуют зря и медленно работают — ведь перед каждым ударом стальное стопудовое «до­лото» надо тащить на канате вверх, потом бросать, потом опять тащить… Там, где нужно бурить очень глубокие скважины, станки с долотом и канатом вообще не годятся.

Гораздо быстрее оказался другой способ бурения — роторный, при котором сква­жина высверливается. Нефтяной «бурав» — это ажурная металлическая четырехногая выш­ка высотой с десятиэтажный дом, к вершине которой подвешена толстая стальная труба. Ее вращает устройство — ротор. На нижнем конце трубы — буровое долото. Это долото только по названию напоминает инстру­мент ударно-канатного станка, а на самом деле оно скорее похоже на сверло — только очень короткое и особо прочной конструкции. Буро­вой мастер включает мотор ротора, и долото начинает быстро врезаться в землю, высверли­вая скважину. По мере того как буровой инстру­мент уходит все глубже в землю, трубу удлиняют. Для того чтобы «стружки» — куски разрушен­ной земли — не заполняли пробуренную сква­жину, в нее насосом через трубу нагнетают гли­нистый раствор. Раствор промывает скважину, уносит из нее вверх по щели между трубой и стенкой скважины разрушенную глину, песча­ник, известняк. Одновременно глинистый раствор как бы штукатурит стенки скважины, чтобы они не обрушились.

Но и у роторного бурения есть свой недоста­ток. Чем глубже скважина, тем тяжелее рабо­тать мотору, тем медленнее идет бурение. Ведь одно дело вращать стальную трубу длиной в пять — десять метров, когда бурение скважины только начинается, и совсем другое — крутить колонну труб, в которой пятьдесят, сто, пятьсот метров. А когда глубина скважины достигает километра? Двух километров?

Насколько легче было бы мотору, если бы нужно было вращать только буровое долото!

Aquaburim Бурение скважин: просмотр темы Бурение скважин