Черепове́ц — крупный город в России, административный центр Череповецкого района Вологодской области. Один из немногих российских региональных городов, превосходящих административный центр своего субъекта федерации (Вологда) как по численности населения, так и по промышленному потенциалу. Население — 316 758 чел. (2014). Город расположен при впадении реки Ягорбы в реку Шексну (левый приток Волги), недалеко от Рыбинского водохранилища. Расстояние от Череповца до областного центра составляет 126 км.
Включён в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в категорию муниципальных образований с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций).
История
Череповец, получивший статус города в 1777 году, ведёт своё начало с XIV века, когда был основан Воскресенский мужской монастырь, просуществовавший до екатерининской секуляризационной реформы.
В рамках городской реформы 1777 Череповецкий посад при упразднённом монастыре был преобразован в уездный город, первоначально в составе Новгородской губернии. При Павле I переименован в посад Устюженского уезда, затем по ходатайству местных мещан восстановлен как центр уезда. Экономическое значение города сильно возросло после открытия судоходства по Мариинской водной системе.
После Октябрьской революции город был провозглашён центром Череповецкой губернии, упразднённой в 1927 году.
Физико-географическая характеристика
Географическое положение
Город Череповец расположен в центральной части Восточно-Европейской равнины, на юго-западе Вологодской области. Географические координаты города 59°08′ с. ш. 37°55′ в. д. / 59.13333° с. ш. 37.91667° в. д. . Таким образом, Череповец удалён от столицы к северу на 527 км, от Санкт-Петербурга — к востоку на 532 км. Расстояние до областного центра — города Вологды — 140 км. Современный Череповец расположился на берегах трёх рек, относящихся к бассейну внутреннего стока: Шексны, Ягорбы и Серовки. Череповец находится на пересечении трёх транспортных путей: в 10 км к северу пролегает автодорога Вологда — Новая Ладога; через Череповец проходит железнодорожная магистраль (Северная железная дорога); город также имеет порт на Волго-Балтийском водном пути.
Климат
Климат города определяется его географическим положением, малым количеством солнечной радиации. Череповец находится в умеренно-континентальной области умеренного климатического пояса. Характерной чертой является частая смена воздушных масс, обусловленная быстрым прохождением барических образований в течение года. Отчётливо выражена сезонная смена ветров преобладающих направлений. Большую часть года преобладают южные ветры, повторяемость которых за год составляет 23 %. Реже отмечаются восточные (7 %) и северо-западные ветры (7 %).
Итоги многолетних наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, выполняемые лабораторией Росгидромета показывают, что все жилые кварталы города в той или иной мере испытывают определённую техногенную нагрузку. Исследование помесячной изменчивости собирательного показателя загрязнения атмосферы позволяет сделать вывод, что наиболее неблагоприятная обстановка в городе складывается в весенне-осенний период, когда чаще возникают неблагоприятные метеоусловия (НМУ), ухудшающие рассеивание вредных веществ и способствующие их накоплению в атмосфере вследствие слабого ветра, воздействия термической устойчивости и образования инверсий, или меняющие направление переноса примесей, выбрасываемых в атмосферу. В этой связи наиболее неблагоприятным для города является западное направление ветра, при котором выбросы от многих источников переносятся в сторону жилой застройки.
Повышенный уровень загрязнения воздуха чаще отмечается в Индустриальном и Северном районах, так как они расположены ближе к промплощадке металлургического комбината. Однако, из-за преимущественно северных ветров, значительная часть выбросов оседает в Зашекснинском районе. Экологическая ситуация в этом районе усугубляется также и из-за почти полного отсутствия деревьев в этой части города и высокой плотности заселения (в основном преобладает многоэтажная застройка, с этажностью домов более 5 этажей).
Выбросы загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от неподвижных источников по г. Череповцу за 2009 год — 304,5 тысяч тонн, или около 1 тонны на 1 чел./год.
Сброс загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты по г. Череповцу за 2009 год — 29,7 миллионов кубических метров, в том числе без очистки: 0,7 миллионов кубических метров.
Территориальное деление
Город делится на четыре района:
Индустриальный
Заягорбский
Зашекснинский
Северный
Индустриальный район
Индустриальный район — историческое ядро города, активное формирование которого началось в XVIII-м веке. Является самым экономически развитым районом. Экологическая ситуация в границах района сложилась неблагополучная по причине близости к производственным мощностям ОАО «Северсталь»:
До недавнего времени вся территория района попадала в 5-ти километровую санитарно-защитную зону (СЗЗ) от комбината, но в 2004 году была утверждена новая СЗЗ радиусом 1 км от основных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В результате жилая застройка оказалась вне этой зоны. Тем не менее, учитывая, что реализация природоохранных мероприятий по снижению выбросов в атмосферу расчитана на период до 2015 года, в целях снижения экспозиционной нагрузки на население, проживающее в непосредственной близости к промзоне, принято решение о расселении жителей части кварталов № 213 и 214.
В перспективе расселение жителей из 213 и 214 кварталов позволяет в этой зоне разместить городской центр профориентации, учебные классы и мастерские средних учебных учреждений, культурный центр учебной зоны, офисные помещения и объекты продовольственной, промтоварной и оптово-розничной торговли.
Предполагается улучшение экологической ситуации в Индустриальном районе за счёт переноса некоторых производств — например, завода «Красная звезда», сокращения выбросов вредных веществ — для ОАО «Череповецкий завод металлоконструкций». То же самое относится и к другим предприятиям, нарушающих регламенты СЗЗ — ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Череповецкая кондитерская фабрика», ОАО «Череповецкий ликеро-водочный завод».
Заягорбский район
Заягорбский район является самым густозаселённым спальным районом города, в нём проживает порядка 130 тыс. человек. В народе его называют «Заречье».
Второй мост через Шексну в створе ул. Архангельской будет частично профинансирован из федерального бюджета, частично — из областного и городского, его строительство одобрил премьер-министр Владимир Путин в ходе своей поездки в Череповец. В настоящее время в Череповце с одного берега Шексны на другой на автомобиле можно проехать по Октябрьскому мосту, который соединяет Индустриальный и Зашекснинский районы. С точки зрения безопасности и разгрузки основных магистралей второй мост через Шексну — важнейший проект для развития Череповца в ближайшие десятилетия..
На территории, занятой малоэтажной индивидуальной застройкой сформируют архитектурную доминанту, совмещающую жилую, общественно-деловую и культурно-развлекательную функции. Это один из проектов создания «речного фасада» города. Объекты коммунально-складского и производственного назначения перепрофилируются, планируется расширение Макаринской рощи за счёт организации парка в береговой зоне, а также благоустройство Зареченского пляжа. Юго-восточную часть Заречья, занятую городскими лесами, планируется использовать как спортивно-рекреационную зону.
Зашекснинский район
Зашекснинский район является перспективным с точки зрения строительства и расширения территорий города, с целью дальнейшего закольцовывания городских автодорог. В обиходе горожан этот район также называют «104 микрорайон» или «сточик», по нумерации одного из первых микрорайонов Зашекснинского района. У данного района есть ещё одно неофициальное «народное» название — «Простоквашино» (так его назвали в начале 80-х годов, когда в момент начала строительства этого района был популярен мультфильм «Трое из Простоквашино»), также сохраняются названия деревень: «Матурино», «Гритино». Существует микрорайон новой застройки у пожарной части № 55, в народе его называют «Северсталевский» или «Черёмушки», от сокращённого названия Череповецкого Металлургического Комбината, официальное название — 112-й микрорайон.
Северный район
Жители города называют его «Фанерой» из-за находящегося там фанерно-мебельного комбината. Северный считается самым маленьким спальным районом. Там с трудом можно найти кафе в Череповце, не говоря уже о других более крупных объектах.
Постепенно подвергаются городской застройке ближайшие поселения, например, Ясная Поляна.
Основу экономического потенциала Череповца составляют предприятия чёрной металлургии и химического комплекса. Ведущими предприятиями города являются ОАО «Северсталь», ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «ФосАгро-Череповец» (создано в результате слияния ОАО «Аммофос» и ОАО «Череповецкий «Азот»), на которых работает 40 % горожан. Также в городе действуют предприятия дерево- и металлообработки, пищевой и лёгкой промышленности, строительного комплекса. Кроме того, в Череповце насчитывается более 1500 малых и средних предприятий. В России город занимает одну из первых позиций по выпуску промышленной продукции на душу населения, которая более чем в два раза превышает общероссийский уровень. Экономический потенциал города формируется двумя крупнейшими металлургическими предприятиями, такими, как «Северсталь» и Череповецкий сталепрокатный завод, и химическим производством «ФосАгро-Череповец», на которые приходятся 75 % выпускаемых в городе промышленных изделий. Индекс промышленного производства по городу в целом за 2006 год составил 105,3 % (В Вологде — 104,1 %, в целом по области — 105,2 %).
Доля Череповецкого металлургического комбината в выпуске российского проката составляет примерно 14 %, он входит в четверку крупнейших производителей данной продукции в стране. Сталепрокатный завод, реконструированный в 1996 году, — одно из самых больших в России предприятий метизной отрасли, ежегодно производит 1, 15 миллиона тонн готовых изделий. Важную роль в экономике города играют два крупных химических объединения — поставщики минеральных удобрений, серной кислоты, аммиака, мочевины и карбамида «Аммофос» и «Азот». Их доля в общем объёме городской промышленной продукции составляет 11 %.
В топливно-энергетическом комплексе главное место занимает энергетика. 50 % электроэнергии область получает от других энергосистем — Тверской, Костромской, Кировской, Ленинградской и Ярославской.
Оборот розничной торговли предприятий Череповца в 2007 году составляет 18 млрд рублей. В сопоставимых ценах розничный оборот череповецких предприятий торговли на 19 % больше, чем в 2006 году. В структуре оборота розничной торговли за 2007 год 50,2 %, или 9 млрд 36 млн рублей составляют продовольственные товары, 49,8 %, или 8 млрд 964 млн рублей — непродовольственные товары. С начала 2007 года предприятия и организации города оказали платных услуг населению на общую сумму 10 млрд 500 млн рублей. В сопоставимых ценах объём реализации платных услуг в Череповце по сравнению с 2006 годом в текущем году увеличился на 12,5 %. Оборот предприятий общественного питания Череповца в 2007 году составляет 992 млн рублей, в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом он вырос на 8,7 %.
С начала 2009 года Череповец, как и другие промышленные города России, переживает глобальный экономический кризис. По данным на ноябрь 2009 года, количество безработных составляет 6 800 человек.
Промышленность
Череповец занимает 9 место в рейтинге крупнейших промышленных центров России по итогам 2011 года
Промышленные предприятия города
Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь». Решение о строительстве Череповецкого металлургического завода было принято 20 июня 1940 года постановлением Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) «Об организации металлургической базы на Северо-Западе СССР».
Строительство комбината было приостановлено с началом Великой Отечественной войны и возобновилось лишь спустя семь лет. В 1951 году в эксплуатацию был запущен первый цех металлургического завода — цех металлоконструкций, а в мае 1954 года дала ток теплоэлектроцентраль.
В феврале 1956 года начала свою работу коксовая батарея. В январе 1959 года ввели в эксплуатацию блюминг, а в ноябре этого же года в эксплуатацию вошел крупнейший в Европе листопрокатный стан. С того времени Череповецкий завод стал предприятием с полным металлургическим циклом.
23 июня 1983 года Череповецкий металлургический завод переименовали в Череповецкий металлургический комбинат, а 24 сентября 1993 года предприятие было зарегистрировано как акционерное общество «Северсталь».
Транспорт
Железнодорожный вокзал
Череповец связан с областным центром, Москвой, Санкт-Петербургом и иными городами страны автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.
Водное сообщение
Череповец — крупный промышленный порт на Рыбинском водохранилище и пассажирский порт на р. Шексне. Через систему Волго-Балтийского водного пути город имеет выходы в Балтийское, Северное, Чёрное, Азовское, Средиземное моря. Таким образом, Череповец посредством системы водного сообщения связан с северными, южными и западными регионами России. Поэтому город Череповец является портом пяти морей, имеющим стратегическое значение для страны и, в первую очередь, для материального снабжения Балтийского флота, учитывая его крайне ограниченное территориальное влияние. Это было продиктовано крайне выгодным географическим положением города Череповца при строительстве Волго-Балтийского канала, решение о строительстве которого было принято И. Сталиным. В связи с чем, позднее было принято решение построить в дельте рек Ягорба и Шексна Череповецкого судостроительного завода. Вместе с тем, местное пассажирское судоходство в настоящее время слабо развито. В теплый период года постоянно осуществляет рейсы (1,5 часа) теплоход МО-116.
Автодорожное сообщение
Через Череповец проходит федеральная автотрасса А114 Вологда — Новая Ладога, связывающая город с Вологдой и Санкт-Петербургом, и автодорога Р104 Череповец — Сергиев Посад, связывающая Череповец с Ярославлем и Москвой.
Железнодорожное сообщение
Череповецкий железнодорожный узел, расположенный на железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Вологда, является вторым по грузообороту на Северной железной дороге (после узла Вологда-1 — Вологда-2 — Лоста Сортировочная). Через него за сутки проходит транзитом 120 грузовых, 20 пассажирских поездов и до 30 составов, прибывающих на промышленные гиганты Череповца. В 2009 объёмы перевозок и погрузки резко упали. Узел включает в себя пассажирскую станцию «Череповец-1», грузовые станции «Череповец-2» и «Кошта».
С января 2015 года были отменены все пригородные электропоезда в Вологодской области. Это вызвало резонанс в СМИ и протесты местных жителей.
Воздушное сообщение
Международный аэропорт «Череповец» находится в 25 километрах от Череповца вблизи посёлка Ботово. Эксплуатантом аэропорта является ООО «Авиапредприятие „Северсталь“», которое выполняет внутренние и международные регулярные и чартерные авиарейсы по России, странам СНГ и Европы. Авиарейсы внутренние: Москва (Внуково), Москва (Домодедово), Петрозаводск, Санкт-Петербург, Мурманск, Сочи, Ухта, Воркута, Геленджик, Анапа, Великий Устюг, Екатеринбург.
Городской транспорт
Октябрьский мост через Шексну
В Череповце с 1979 года действует Октябрьский мост — первый вантовый мост на территории России.
С 1956 года в городе действует трамвайная сеть. Работает 4 маршрута:
2. «Доменная» — «Управление ОАО «Северсталь»» — «ул. Гагарина» — «ул. Комарова» — «Университет» — «ул. Сталеваров» — «ул. Верещагина» — «ул. Максима Горького» — «Курсантский бульвар» — «Вокзал» — «Заря Свободы» — «ул. Верещагина» — «ул. Сталеваров» — «Университет» — «ул. Комарова» — «ул. Гагарина» — «Управление ОАО «Северсталь»» — «Доменная»
4*. «ул. Олимпийская» — «пр. Победы» — «ул. Мира» — «Доменная» — «Аглофабрика № 3»
8. «ул. Олимпийская» — «пр. Победы» — «Советский пр.» — «ул. Комсомольская» — «Вокзал» — «ул. Верещагина» — «пр. Победы» — «ул. Олимпийская»
*Часть рейсов выполняется до «Доменной» (4А).
Подвижной состав составляют вагоны КТМ-5 (43 единицы) и КТМ-8 (10 единиц).
Действует разветвлённая сеть автобусных маршрутов. Движение по маршрутной сети города полностью осуществляется автобусами большой вместимости. Крупнейший перевозчик — МУП «Автоколонна 1456», основу парка которой составляют автобусы ЛиАЗ-5256, ГолАЗ АКА-6226, Mercedes-Benz O345, МАЗ-103, МАЗ-104, ПАЗ-4234, ЛиАЗ-6212 и др. Помимо этого движение по городским маршрутам осуществляют большое количество частных автобусов. Одной из особенностей Череповца является практически полное отсутствие маршрутных такси, имеющихся во многих российских городах, включая областную столицу. Маршрутные такси в Череповце участвуют в пригородном сообщении. Все городские маршруты обслуживаются автобусами большой вместимости. В городе также действуют организации по прокату автомобилей, как с водителем так и без водителя.